Шаблоны Joomla 3 тут

  • Yd8nBVWFFZQ.jpg
  • WNDoeDutuVw.jpg
  • TxURRM44yto22222.jpg
  • YKNRmIkneCk.jpg
  • 2aEapmpFus0.jpg
  • IMmMhN1sA7k.jpg

О работе логопедической службы

Учитель логопед - Гломозда Наталья Александровна
График работы: понедельник-пятница -  с 10:00 до 16:00,
Телефон:   (47147) 2-13-68 
E-mail:    Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. (с пометкой  "для учителя-логопеда") 

Готовность ребенка к школе включает несколько взаимосвязанных сторон. Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребенком родного языка как средства общения. Вот основные критерии речевой готовности к обучению:

- сформированность звуковой стороны речи: ребенок должен владеть правильным четким произношением звуков всех фонетических групп;

- полная сформированность фонематических процессов, умение слышать и различать, дифференцировать фонемы (звуки) родного языка;

- готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи: умение выделять гласный начальный звук из слова, слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове; дети должны знать и правильно употреблять термины «звук», «слог», «слово», «предложение», различать звуки:   гласный, согласный, звонкий, глухой, твердый, мягкий; уметь работать со схемой слова и предложения, иметь навыки  слогового чтения.

- сформированность лексико-грамматического строя речи: умение пользоваться разными способами словообразования, словоизменения, согласования слов; образовывать слова  с уменьшительно-ласкательным значением, относительные и притяжательные прилагательные, правильно употреблять в речи предложно-падежные конструкции.

- построение самостоятельного речевого высказывания: умение пользоваться развернутой фразовой речью, правильно строить простые предложения, видеть связь слов в предложениях, распространять предложения второстепенными и однородными членами; работать с деформированным предложением, самостоятельно находить ошибки и устранять их; владеть пересказом текста, сохраняя смысл и содержание, самостоятельно составлять рассказ – описание.

Уже на начальных этапах обучения многие дети испытывают трудности в овладении родным языком.

В последнее время контингент общеобразовательных школ претерпевает значительные изменения. С каждым годом среди поступающих в первый класс, увеличивается число детей с различными отклонениями в речевом развитии, что препятствует формированию полноценной учебной деятельности.

Поскольку речь представляет собой сложноорганизованную психическую функцию, то отклонения в ее развитии, как правило, являются признаком серьезных изменений ЦНС. Это означает, что при недостатках речевого развития, могут нарушаться все высшие психические функции головного мозга: внимание, память, мышление, познавательные процессы, эмоционально-волевая сфера, что зачастую приходится наблюдать у детей, поступивших в школу. Замечено, что адаптация таких детей затруднена.

В этом учебном году из числа обследованных обучающихся 1 классов в количестве 61 человека  у 19 детей выявлены те или иные нарушения речи. Фонетический дефект (недостатки произношения отдельных звуков-шипящих, свистящих, соноров,  аффрикат). Недоразвитие фонематических процессов: представлений, восприятия, памяти, которые впоследствии создают предпосылки для овладения ребенком фонематическим анализом, создающем базу для грамотного, безошибочного письма. При фонематическом недоразвитии ребенок смешивает звуки, заменяет один звук другим, при этом произношение звуков приближено к норме и на первый взгляд может быть незаметно. При нарушениях лексико-грамматического строя языка отмечается недостаточный словарный запас (дефицит обобщающих понятий, редко употребимой лексики: статуя, пасека, манжет);аграмматизмы в речи (звонкий птица, красивое картинка); невозможность повторить сложную синтаксическую конструкцию «Петя сказал, что он не пойдет гулять, потому что холодно».

1 этап работы это коррекция звукопроизношения. Сначала происходит процесс постановки звука. Это работа индивидуальная, занимает различный период времени для каждого ребенка в зависимости от его речевых возможностей. Мы уточняем артикуляцию нужного звука, способ и место его образования, даем характеристику данному звуку, затем запоминаем артикуляционную позу для этого звука и отрабатываем его произнесение изолированно .

Мне пришлось столкнуться с тем, что многие дети не могут удержать нужную позу, наблюдается вялость мышц речевого аппарата, неточность выполнения движений, гиперсаливация (усиленное слюнотечение). У некоторых детей проявляются синкенезии( сопутствующие движения): при просьбе открыть широко рот ребенок закидывает назад голову или сильно морщит нос и щурит глаза. За этим нужно наблюдать во время выполнения домашних заданий. Большое внимание уделяется артикуляционной гимнастике.Все упражнения должны выполняться точно, неторопливо, с максимальной амплитудой и, как мы помним, без сопутствующих движений и лишнего напряжения.

После постановки звука начинается процесс автоматизации в слогах, словах, предложениях, спонтанной речи, на этом этапе важен контроль со стороны учителя-логопеда, учителя, а, самое главное, самоконтроль со стороны ребенка, что зачастую отсутствует. Необходимо следить за правильным  произношением поставленного звука, исправлять ребенка, используя доброжелательные фразы «Повтори правильно» или «Скажи красиво». Очень важно, чтобы ребенок на данном этапе  выполнял домашнее задание, записанное в тетради для коррекции звукопроизношения.

Затем поставленный звук дифференцируется с другими звуками. Давайте рассмотрим этот процесс на примере звуков «с» и «ш».

Артикуляционные профили 

Образные символы звуков 

Мнемотаблица для различения звуков

Вы, наверное, обратили внимание, что при дифференциации происходит подключение всех анализаторов: зрительного, слухового, тактильного, двигательного. При условии нормального речевого развития ребенка, этот процесс не вызывает трудностей, и, наоборот, при патологическом развитии речи, этот процесс значительно затруднен. К сожалению, в этом году мне приходится говорить не просто о недоразвитии, а о патологии развития речи.

Для развития фонематических процессов в работе использую доступные для детей звуковые схемы, улиткины дорожки для определения места звука в слове, слоговые схемы-вагончики.

Параллельно происходит формирование лексико-грамматического строя языка: обогащение словаря, знакомство с грамматическими категориями числа и рода, знакомство со словами-предметами (живыми и неживыми), словами-действиями и словами - признаками. При этом используется речевой материал по различным лексическим темам, принятым в логопедии: «Фрукты», «Овощи», «Животные», «Птицы» и т.д.

Для детей с нарушениями речи организовано единое образовательное и развивающее пространство, места для индивидуальной и групповой работы.

Дети с удовольствием разучивают артикуляционные и дыхательные упражнения, пальчиковую гимнастику, простые упражнения для самомассажа, кинезиологические упражнения, когда сильное статическое напряжение чередуется с мышечным расслаблением, очень любят двигательные упражнения с речевым сопровождением (логоритмические физминутки).

     Вся эта работа способствует более успешной адаптации детей с речевыми нарушениями к школьному обучению. Однако, трудностей остается очень много. Поскольку успешность ребенка зависит от его психического, соматического здоровья и полноценного речевого окружения.

По индивидуальным речевым профилям, составленным мной после обследования, можно сделать вывод об успехах ребенка в овладении грамотой и о предстоящих трудностях в усвоении программного материала общеобразовательной школы.

Методическим психолого-педагогическим объединением школы был составлен план профилактики  и психологической поддержки обучающихся 1 классов в период адаптации. Согласно этому плану будет  проведена следующая работа. Презентация о работе логопеда (подробнее...)

 

Коррекционно-развивающая работа 

В 2020-2021 учебном году на логопедический пункт школы зачислены 42 обучающихся 1-4-х классов. Из зачисленных детей сформированы 7 логопедических групп с учётом возраста обучающихся и структуры речевого дефекта:

1.ОНР III уровня – 1 группа (5 человек)

2.НВОНР – 1 группа (7 человек)

3.СНР (ОВЗ) – 1 группа  (2 человека)

4.ФФНР – 2 группы (10 человек)

5.Дисграфия смешанного типа (2 класс) – 2 группы (13 человек)

6. Дисграфия смешанного типа (4 класс) – 1 группа (2 человека)

7. СНР д/о – НОДА ИН- (1 человек), РАС ИН – (2 человека)

Занятия проводились регулярно, как система работы по коррекции и устранению различных форм речевых нарушений.

В течение года проводились консультации и индивидуальные обследования учащихся, имеющих трудности в обучении, по запросу учителей и родителей. Для этих учащихся разработаны индивидуальные рекомендации. Консультативная деятельность была направлена на решение поставленной цели коррекционной работы. Рекомендованы были игровые упражнения для развития у детей фонематического слуха, закрепления поставленных звуков, а также упражнения для коррекции дисграфических и дислексических ошибок. По мере необходимости педагоги информировались о динамике речевого развития детей и мерах, которые они могли бы предпринять для содействия логопеду в его коррекционной работе.

В конце года после дополнительного обследования и результата коррекционных занятий двое обучающихся 4-х классов были направлены на повторное обследование. По результатам данного обследования детям даны коллегиальные заключения центральной ПМПК.

Логопедической помощью были охвачены 100% учащихся, имеющих речевые нарушения различной этиологии и степени выраженности.
Результаты заключительной диагностики: зачислены 42 обучающихся, выпущены - 28, что составляет 66,7 % качества коррекционной работы.

Для первоклассников организован кружок «Говорим правильно», в программе которого происходит развитие  заданной лексической темы посредством дидактических упражнений, игр, загадок, пословиц и поговорок, расширение и активизация словаря по данной теме, усвоение  грамматических категорий родного языка, формирование связной речи, активизация познавательной деятельности.

В 2020-2021 году кружковой работой были охвачены 38 обучающихся 1-х классов.

1А-7 человек

1Б -10 человек

1В -9 человек

По данному направлению была проведена следующая работа: групповые и индивидуальные занятия, направленные на развитие самостоятельной связной речи, произвольной и слуховой памяти и внимания, обогащение словарного запаса, развитие фонематического восприятия и языкового анализа и синтеза, совершенствование навыков моторики кисти и пальцев рук, артикуляционной моторики, совершенствование отдельных сторон психической деятельности, мыслительных операций и т.д. Занятия проводились на основании проведенной предварительно диагностики и в соответствии разработанного коррекционного плана работы на учебный год.

Учителем-логопедом в конце мая было проведено обследование уровня интеллектуального и речевого развития детей подготовительных к школе групп, уровня  готовности к школьному обучению.

В рамках консультативного направления в течение учебного года проводились индивидуальные консультации для родителей и педагогов по вопросам неуспеваемости обучающихся по русскому языку, выявлялись причины и давались рекомендации по их преодолению. Активная работа проводилась по запросам педагогов, администрации, родителей. После консультирования родителям давались рекомендации или дети направлялись для обследования врачами- специалистами ( невропатологом, детским психиатром, отоларингологом, офтальмологом) или в психолого-медико-педагогическую комиссию. 

В течение учебного года велась методическая работа. Участие в работе школьного педсовета «Особенности речевого развития первоклассников», созданы звуковые файлы, которые продемонстрировали уровень развития речи детей, поступивших в первый класс.Работа над методической темой: 

«Использование новых технологий по преодолению нарушений письменной речи у обучающихся начальных классов». Оформление общешкольной методической копилки по результатам проведения школьных методических недель учителей-предметников, в которой собраны фото- и видеоматериалы открытых уроков и внеклассных мероприятий. 

В течение учебного года проводилось оформление и пополнение логопедического кабинетаметодической литературой, пособиями, средствами ТСО, велась документация ( перспективное планирование на весь учебный год, заполнялись логопедические карты на детей вновь поступающих в школу).
При подготовке к консультациям и беседам с родителями, педагогами осуществлялась работа с методической литературой.
При подготовке к индивидуальным и подгрупповым занятиям были составлены конспекты уроков.

 Документы логопедической службы

Психолого-педагогическая диагностика будущих первоклассников (подробнее...)

Речевая карта (подробнее...)

Перечень документов, представляемых на ПМПК. (подробнее...)

Анализ работы за 2020-2021 учебный год (подробнее...)

План работы (подробнее...)

 

Please publish modules in offcanvas position.