Медицинская служба
О работе медицинской службы
Одним из приоритетных направлений деятельности школы является обеспечение комплексных мер по охране здоровья детей, поиск резервов по оздоровлению детей внутри учебного учреждения. Состояние здоровья ребенка - важное условие успешного усвоения школьных программ.
НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- Организационная работа
- Лечебно-оздоровительная работа
- Медицинский контроль за физическим развитием обучающихся
- Противоэпидемическая работа
- Мероприятия по борьбе с педикулезом
- Санитарно-просветительская работа
- Профилактика ВИЧ-инфекций
- Аналитическая работа
Ежегодно, на основании СанПиН, составляется план мероприятий по обслуживанию школьников, профилактике инфекционных заболеваний, иммунизации, летней оздоровительной работе.
Основные сведения о состоянии здоровья учащихся медработник получает в результате ежегодных углубленных медицинских осмотров детей. Профилактические осмотры декретированных возрастов осуществляется бригадой специалистов, утвержденных приказом главного врача детской поликлиники по графику.
Данные осмотров регистрируются в индивидуальные карты развития школьников. Результаты углубленного осмотра заносятся мед. журнал, где указываются группа здоровья, медицинская группа по занятиям физкультурой в школе, номер парты. Ведётся мониторинг состояния здоровья учащихся. Если при углубленном осмотре у учащихся выявлены отклонения, требующие консультации специалиста, то они направляются в детскую поликлинику к участковому врачу и данному специалисту.
ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
- Контроль соблюдения санитарно-гигиенических требований проводится на основании норм СанПиН 2.4.2.1178-02.
- Контроль питания учащихся – ежедневный контроль качества пищи, результаты фиксируются в бракеражном журнале на пищеблоке.
- Врачебно – педагогический контроль уроков физической культуры с определением моторной плотности урока. Ежегодно подготавливаются списки учащихся, освобожденных от занятий физической культуры, относящихся к подготовительной группе.
МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ОСТРЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ В ОСЕННЕ-ЗИМНИЙ ПЕРИОД
- специфическая профилактика учащихся - вакцинация против гриппа;
- санитарно-просветительская работа.
МЕРОПРИЯТИЯ ПО КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА, ПРОФИЛАКТИКЕ БЛИЗОРУКОСТИ:
- физкультурные паузы;
- гимнастика для глаз;
- уроки здоровья;
- подбор мебели в соответствии с ростом и состоянием зрения и слуха обучающихся.
В школе активно ведется санитарно-просветительская работа с учащимися. Проводятся беседы и лекции по вопросам личной гигиены, общественной гигиены и охраны окружающей среды, полового воспитания, организации режима дня школьника, основам рационального питания, профилактике травматизма, пагубного влияния алкоголя, никотина и наркотиков.
В процессе работы медработник прогнозирует тенденции изменения здоровья учащихся для внесения предложений по корректировке стратегии развития школы и последствия запланированной лечебно-профилактической работы.
Одно из ведущих направлений работы школьного медработника – иммунопрофилактика инфекционных заболеваний. Вакцинация учащихся проводится согласно годовых и месячных планов. Прививки проводятся одноразовыми шприцами и иглами.
Мониторинг состояния здоровья обучающихся проводится через:
- глубокие медицинские осмотры специалистами центральной районной больницы (один раз в год);
- осмотры медицинским работником школы (по графику);
- учет обратившихся за помощью к медработнику в течение дня, недели, месяца, года;
- диагностику педагога-психолога;
- медицинскую карту учащегося;
- карту посещаемости занятий учащимися.
Показатель здоровья при углубленном медицинском осмотре
МКОУ «Кореневская средняя общеобразовательная школа №1 им. В. Крохина»
2017 год |
2018 год |
2019 год |
||
|
|
1-11 |
1-11 |
1-11 |
1 |
Подлежало осмотру |
705 |
695 |
695 |
2 |
Выявлено при осмотре: |
|
|
|
а) Понижение зрения; |
90 |
98 |
88 |
|
б) Осмотрено и выявлено с понижением слуха |
4 |
5 |
3 |
|
в) Осмотрено и выявлено с нарушением осанки |
5 |
8 |
12 |
|
3 |
Распределение детей по группам здоровья |
|
||
I |
255 |
261 |
223 |
|
II |
357 |
302 |
352 |
|
III |
90 |
115 |
109 |
|
IV |
3 |
10 |
10 |
|
V |
- |
1 |
1 |
|
4. |
Физическое развитие: |
|
||
1. Нормальное |
596 |
587 |
572 | |
2. Высокий рост |
14 |
18 |
10 | |
3. Низкий рост |
6 |
6 |
14 | |
4. Дефицит массы тела |
23 |
24 |
23 | |
5. Избыток массы тела |
66 |
68 |
76 | |
1 степени |
60 |
62 |
62 | |
2 степени |
6 |
6 |
14 | |
5. |
Физкультурная группа |
|
||
-основная |
589 |
601 |
638 | |
-подготовительная |
56 |
53 |
28 | |
-специальная |
41 |
30 |
17 | |
-освобождение |
19 |
11 |
12 | |
6 |
Осмотрено и выявлено нуждающихся в сонации полости рта |
214 |
185 |
173 |
7 |
Осмотрено на энтеробиоз |
297 |
291 |
304 |
Выявлено |
- |
- |
- | |
Пролечено |
- |
- |
- |
Ежегодно в учебных заведениях проводится проба Манту, чтобы вовремя выявлять инфицированных туберкулезом детей.
ПРОГРАММА ГИГИЕНИЧЕСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ УЧАЩИХСЯ И РОДИТЕЛЕЙ
- формирование здоровых взаимоотношений с окружающим миром;
- улучшение физической и умственной работоспособности школьников;
- повышение сопротивляемости организма учащихся;
- формирование потребности здорового образа жизни у учащихся;
- привитие стойких культурно-гигиенических навыков;
- выработка у учащихся осознанного отношения к своему здоровью;
- просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья детей.
Содержание и формы работы
1. Гигиена тела:
- Правила мытья рук.
- Выбор одежды и обуви в соответствии с погодными условиями.
- Индивидуальные и возрастные особенности кожи.
- Уход за кожей лица и рук.
- Правила выбора гигиенических средств ухода за телом.
- Типы волос, уход за волосами.
- Болезни кожи, связанные с нарушением правил гигиены.
- Правила личной гигиены подростков.
- Пользование предметами личной гигиены.
- Гигиена девочки.
- Гигиена мальчика.
- Выбор гигиенических средств для ухода за телом.
- Правила пользования косметическими средствами в соответствии с индивидуальными особенностями кожи.
2. Чистота, эстетика, здоровье.
- Гигиена полости рта.
- Как надо чистить зубы.
- Наши зубы и вредные привычки.
- Факторы риска развития стоматоло-гических заболеваний. Уход за зубами.
- Средства гигиены полости рта.
- Выбор зубной щетки и пасты.
- Питание и здоровье зубов.
- Заболевания зубов, десен, меры их профилактики.
- Профилактические осмотры у стоматолога.
3. Гигиена труда и отдыха.
- Твой режим дня.
- Активный и пассивный отдых.
- Сон как наиболее эффективный отдых.
- Биологические ритмы организма.
- Режимы учебы, отдыха, сна.
- Индивидуальный режим физических и умственных нагрузок.
- Признаки утомления органов зрения и слуха, способы его снятия.
- Оптимальные условия труда.
- Планирование труда и отдыха в условиях подготовки к экзаменам.
- Физиологическая и психологическая адаптация к нагрузкам.
4. Профилактика инфекционных заболеваний.
- «Хорошие» и «плохие» микробы.
- Инфекционные заболевания (грипп, ОРЗ, ОРВИ и др.) и способы защиты от болезни.
- Причины возникновения инфекционных заболеваний. Источники и возбудители. Пути передачи.
- Механизмы защиты организма.
- Эпидемии, пандемии.
- Поведение при подозрении на инфекционное заболевание и во время болезни.
- Инфекции, передаваемые половым путем.
- Туберкулез, его предупреждение.
- СПИД, пути передачи, способы предупреждения. «Группы риска» по зарождению инфекционными заболеваниями.
- Профилактика инфекционных заболеваний в различных жизненных ситуациях.
- Индивидуальная ответственность за распространение инфекционных заболеваний.
5. Индивидуальные консультации для учащихся и родителей.
6. Организация выставок литературы по профилактике вредных привычек и пропаганде здорового образа жизни.
7. Беседы, классные часы, игровые программы.
8. Выпуск уголков здоровья, экранов чистоты, тематических газет, санитарных бюллетеней.