Ученическое самоуправление


Программа развития ученического самоуправления

Концептуальные основы программы

Настоящая программа разработана на основе Закона РФ «Об образовании», типового положения об образовательных учреждениях, «Концепции развития самоуправления в школе».

Ученическое самоуправление - это специфическая организация коллективной деятельности, целью которой является саморазвитие личности обучающихся.

Цель программы: создание благоприятных педагогических, организационных, социальных условий для самореализации, самоутверждения, саморазвития каждого обучающегося в процессе включения его в разнообразную содержательную индивидуальную и коллективную деятельность; стимулирование обучающихся к социальной активности и творчеству, воспитание гражданина с высокой демократической культурой.

Задачи:

1.   Создание системы ученического самоуправлния как среды, обеспечивающей позитивную социализацию каждого обучающегося.

2.   Выявление и развитие творческого потенциала личности каждого обучающегося с учетом его возможностей.

3.   Предоставление обучающимся реальной возможности вместе с педагогами участвовать в управлении школой (прогнозировать, организовывать, исполнять и анализировать учебно-воспитательный процесс).

4.    Развитие навыков лидерского поведения, организаторских знаний, умений, навыков и способов конструктивного общения со сверстниками и взрослыми.

5.    Обучение органов  ученического самоуправления активным формам работы с обучающимися.

Сроки и этапы реализации программы

1     этап - аналитический:

Анализ и диагностика состояния работы по развитию ученического самоуправления  в классах.

2    этап - организационный:

- формирование общественного мнения о значимости и необходимости ученического самоуправления путем конкретизации функций и содержания деятельности всех органов ученического самоуправления;

- изучение общественного мнения о возможной модели ученического самоуправления, путях ее разработки и совершенствования;

- организация учебы актива и педагогов.

3    этап - реализация и развитие системы ученического самоуправления :

- отработка механизмов сотрудничества, совершенствование отношений в системе «ученическое  самоуправление -педагогический коллектив»;

- участие органов ученического самоуправления в художественно-эстетических, спортивно-оздоровительных, трудовых, гражданско-патриотических, благотворительных и других мероприятиях;

- создание собственных программ деятельности ученического самоуправления.

4     этап - мониторинг реализации и развития программы:

- оценка личностного роста обучающихся;

- уровень сформированности  органов самоуправления ученического коллектива.

Основные направления деятельности

1.      Создание организационно-педагогических условий для функционирования органов ученического самоуправления  предполагает:

- Формирование демократической культуры отношений педагогов и обучающихся. Каждый обучающийся, учитель четко должен осознавать комплекс своих прав, знать перечень своих обязанностей, иметь гарантии их выполнения. Отношения строятся на взаимном уважении, и на этой основе укрепляется сферы дружеских отношений.

- Подготовку педагогов и актива к управленческой и организаторской деятельности.

- Предоставление обучающимся, согласно Закону РФ «Об образовании», права на участие наравне с родителями и педагогами в принятии решений и осуществлении деятельности, определяющей динамику позитивного развития школы, улучшение состояния учебно-воспитательного процесса.

- Формирование единого коллектива учителей, родителей и обучающихся.

2.      Стимулирование социально значимой направленности деятельности ученического самоуправления предполагает:

- Участие органов ученического самоуправления в реализации социально значимых проектов: «Школа», «Здоровый образ жизни», «Память», «Внимание, дети!»,  «Милосердие», «Книга в подарок», направленных на позитивные изменения в жизни общества.

- Использование в работе действующих в школе  воспитательных программ: «Отечество», «Гражданин», «Здоровье», «Интеллект», «Семья», «Труд», «Общение», «Досуг». Работа по этим программам предполагает совершенствование деятельности всего коллектива школы в ходе реализации данных программ, внесение дополнений и изменений.

3. Обновление содержания воспитательной работы предполагает:

- Создание и развитие научно-методической базы по вопросам воспитания и развития личности обучающихся.

- Повышение уровня психолого-педагогических знаний и умений педагогов через систему курсовой подготовки, семинаров, конференций, тренингов, самообразования.

- Повышение коммуникативной компетенции педагогов, обучение их навыкам конструктивного взаимодействия с обучающимися на уроках и после них.

- Изменение позиции обучающегося и педагога в учебно-воспитательном пространстве от пассивной к активной.

- Создание в воспитательной практике ситуаций успеха, благоприятных для свободного проявления личности обучающегося и преодоления его социальной пассивности.

Ожидаемые результаты

Результативность данной программы будет подтверждаться результатами мониторинга развития ученического самоуправления, а также исследованиями, направленными на изучение комплекса знаний, умений и навыков, которыми обладают выпускники нашей школы. Развитие ученического самоуправления  должно решить следующие задачи:

1.      Развитие и сплочение классных ученических коллективов.

2.      Формирование чувства товарищества и взаимопомощи.

Направления деятельности органов ученического самоуправления

Можно выделить несколько направлений деятельности органов ученического самоуправления:

1. Представительское направление — участие ученического совета в обсуждении школьных проблем и принятии решений, выработка мнения учеников по вопросам школьной жизни, участие в работе органов общешкольного самоуправления.

2.  Разрешение конфликтов — посредничество в разрешении внутришкольных конфликтов на принципах добровольности.

3.   Информационное направление —  информирование школьников о школьных проблемах и путях их решения, деятельности ученического совета.

4. Шефское направление — организация шефства старших над младшими.

5. Внешние связи — организация взаимодействия с внешкольными структурами, органами самоуправления соседних школ, привлечение внешних ресурсов к решению проблем учеников и школы в целом.

6.  Организаторское направление — поддержка досуговых, социально-значимых и иных инициатив школьников.

7. Правозащитное направление — защита прав учеников в школе.

Приведенный перечень не является исчерпывающим. Тем более, он не означает, что в органе ученического самоуправления нужно обязательно создавать структурные подразделения.

Ученический совет может вести и два-три направления работы, при этом, делая всю работу единой командой — как правило, небольшой группе активистов продуктивнее работать в качестве единого целого, нежели дробиться на более мелкие группы.

Органом ученического самоуправления в МКОУ « Кореневская средняя общеобразовательная школа № 1 им. В. Крохина» являются Совет старшеклассников, Совет Капитанов и временный орган  Совет дела.

Решения органов ученического самоуправления являются рекомендательными для коллектива школы, обязательными для ученического коллектива.

Задачи органов ученического самоуправления:

•        предоставление условий для самовыражения и развитие  творческого потенциала у каждого обучающегося;

•        формирование культуры межличностных отношений и совместной деятельности;

•        формирование умения вести здоровый образ жизни;

•        приобщение обучающихся к основным духовным и нравственным ценностям;

•        развитие организаторских способностей, чувства ответственности, инициативы, самостоятельности, самоуправленческих начал.

•        гуманизация и гармонизация взаимоотношений педагогов, обучающихся и родителей, вовлечение их в школьную работу.

Принципы работы органов самоуправления:

•        Равноправие - все должны иметь право решающего голоса при принятии того или иного решения.

•        Выборность - полномочия приобретаются в результате выборов.

•        Откровенность и гласность - работа органов ученического самоуправления должна быть открыта для всех учащихся.

•        Законность - неукоснительное соблюдение правовых и нормативных актов.

•        Целесообразность - деятельность должна быть направлена на реализацию интересов и потребностей обучающихся

•        Гуманность - наша деятельность органов ученического самоуправления основывается на нравственных принципах.

•        Самодеятельность - творчество, активность, самостоятельность обучающихся.

•        Ответственность - регулярный отчет о проделанной работе и ее результатах перед  избирателями.

Совет Старшеклассников, Совет Капитанов  школы являются представительным органом ученического самоуправления.

Состав Совета Старшеклассников, Совета Капитанов  формируется на основе представительства каждого класса -  по 2 человека от 9-11 классов и от  5-8 классов.

Руководителем Совета Старшеклассников является Председатель совета старшеклассников, Совета  Капитанов – его председатель,   которые организуют подготовку заседаний Совета Старшеклассников школы, Совета Капитанов,   ведут заседания , подписывают  решения, представляют Совет Старшеклассников, Совет Капитанов  во взаимоотношениях с другими органами, делают заявления от имени Совета Старшеклассников, Совета Капитанов,   решают другие вопросы в соответствии с Уставом школы.

Функции Совета Старшеклассников/ Совета  Капитанов

•     Координирует деятельность всех органов и объединений обучающихся школы, планирует и организует внеклассную и внешкольную работу обучающихся.

•   Организует самообслуживание обучающихся, их дежурство, поддерживает дисциплину и порядок в школе.

•   Устанавливает шефство старших классов над младшими.

•   Готовит и проводит собрания и конференции обучающихся школы.

•   Организует выпуск газеты в школе.

• На своих заседаниях обсуждает и утверждает планы подготовки и проведения важнейших школьных ученических мероприятий.

•   Заслушивает отчеты о работе своих  комитетов, и других рабочих органов самоуправления, а также органов самоуправления первичных коллективов и объединений обучающихся и принимает по ним необходимые решения.

•   Слушает отчеты ответственных о выполнении своих решений, принятых на предыдущих заседаниях.

•    Решает вопросы поощрения и наказания.

•   Принимает решения об ответственности обучающихся в соответствии со своими полномочиями.

• Подводит итоги соревнования между классными коллективами в общественно полезной деятельности.

• Совет Старшеклассников/Совет Капитанов  правомочен просить администрацию школы о выделении им в помощь педагогов-консультантов из числа имеющих соответствующую квалификацию учителей.

• Участвует в разработке планов проведения школьных мероприятий (спортивных, культурных, научных и т.п.);

•    Рассматривает индивидуальные и коллективные предложения школьников;

•    Рассматривает иные вопросы.

 

Программа развития ученического самоуправления (подробнее...)

План работы Совета Старшеклассников (подробнее...)

 

 

Молодёжное представительство "Кореневской средней общеобразовательной школы №1 им. В. Крохина"

 

   

Электронный журнал  

Электронный журнал для школы

https://kursk.eljur.ru/

   

Символы школы  

 

Герб школы

 
Гимн школы
Гимн молодежного представительства