"Доступная среда"

Программа обучения и развития детей с ОВЗ и детей-инвалидов

«Доступная среда»

«Новая школа - это школа для всех. В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации» - так определяет одно из направлений развития российского образования Д.А.Медведев в президентской инициативе «Наша новая школа».

Все родители мечтают о том, что их ребенок вырастет, пойдет в школу, будет добиваться во всем успехов. А есть ли перспективы у детей, которым здоровье не позволяет посещать обычную школу? Как правило, в массовых общеобразовательных школах таких ребят выводят на индивидуальное обучение, и педагоги приходят к ребенку домой, лишая его возможности полноценно общаться со сверстниками, участвовать в делах класса, научиться взаимодействовать с окружающими.

От того, насколько включены дети с ограниченными возможностями здоровья в повседневную жизнь общества, зависит их социальное благополучие, отношение к ним окружающих людей.

Доступность физической среды, включая жилье, транспорт, образование, работу и культуру является условием независимой жизни людей с ограниченными возможностями здоровья. Именно повышение доступности окружающей среды может стать существенным стимулом для снижения социальной разобщенности. Более того, доступная среда жизнедеятельности является необходимым ключевым условием адаптации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общество.

На сегодняшний день существующие ограничения и барьеры (имеется в виду не только отсутствие пандусов, удобных лифтов, общественного транспорта, но и условий для информационного обеспечения, получения образования детей с ограниченными возможностями здоровья, их дальнейшего трудоустройства) не позволяют обеспечить доступность и образовательной среды.

На решение этих проблем, связанных с повышением социального статуса, защищенности лиц с ограниченными возможностями здоровья, с созданием условий для их полноценной интеграции в жизнь общества, направлена программа «Доступная среда».

«Доступная среда» - это безбарьерная среда для детей с ограниченными возможностями здоровья, обеспечивающая доступ к образовательным ресурсам и совместный процесс их обучения в обычных школах. Она направлена на развитие инклюзивного образования, основная идея которого заключается в исключении любой дискриминации учеников и создании специальных условий для детей, имеющих особые образовательные потребности. Все дети, независимо от степени их совершенства и отличительных особенностей, достойны уважения и могут учиться.

Для решения этих проблем в МКОУ «Кореневская средняя общеобразовательная школа №1 им. В.Крохина» создан  центр обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы.

       

 В МКОУ «Кореневская средняя общеобразовательная школа №1 им. В. Крохина» реализована долгосрочная целевая программа «Доступная среда», которая предусматривает создание полноценной безбарьерной среды для детей-инвалидов, обеспечение их права на получение образования и полноценное участие в общественной жизни. Программа «Доступная среда» предусматривает создание условий для совместного обучения детей-инвалидов и детей, не имеющих нарушений в развитии. Это один из главных ориентиров - дети с ограниченными возможностями здоровья не должны отличаться в правах и возможностях от обычных детей.

В рамках данной программы осенью в школе провели капитальный ремонт первого этажа здания интерната: заменили напольное покрытие, расширили дверные проёмы, обновили санитарно-гигиенические помещения, установили пандус. Также отремонтировали и оснастили необходимым оборудованием кабинеты учителя-логопеда и педагога-психолога, закупили программное обеспечение. На эти работы было выделено полтора миллиона рублей из бюджетов трёх уровней: федерального, областного, муниципального. На ремонт израсходовано 1100000 рублей, на оборудование-393659 рублей, на учебники для обучающихся с ОВЗ -5423,2 рублей.

Объемы и источники финансирования Программы

Ремонтные работы: 1 100 000

Федеральный бюджет-917 836.00

Региональный бюджет-182 164.00

Оборудование: 393 659.00

Региональный бюджет-318 976.05

Муниципальный бюджет-74 682.95

 Программа «Доступная среда» обеспечивает:

-  создание в МКОУ «Кореневская средняя общеобразовательная школа №1 им. В. Крохина» специальных условий воспитания, обучения, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов;

-  социальную адаптацию и интеграцию детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательном учреждении;

-  реализацию прав детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, способствующую их полноценному участию в жизни общества.

 Ожидаемые результаты:

-  позитивный эффект для уровня качества образования детей с ОВЗ, детей-инвалидов,  повышение качества их образования за счет работы по адаптированным образовательным программам, индивидуальным программам развития, участия во внеурочной деятельности в конкурсах, выставках, кружковой работе; успешная социализация в обществе; 

- Программа «Доступная среда» в МКОУ «Кореневская средняя общеобразовательная школа №1 им. В. Крохина» направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, детям-инвалидам, эффективность их реабилитации за счёт доступности образовательной среды, преодоление самоизоляции детей с ограниченными возможностями здоровья и негативного отношения к ним.

«Доступная среда» обеспечивает:

-   выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, детей-инвалидов;

-   осуществляет индивидуально ориентированное медико-социальное и психолого- педагогическое сопровождение детей с ОВЗ, детей-инвалидов;

-  возможность освоения детьми с ОВЗ, детьми-инвалидами основной образовательной программы, адаптированной основной общеобразовательной программы;

-   интеграцию и инклюзию детей с ОВЗ, детей-инвалидов в образовательном учреждении.

-  включение в воспитательный процесс детей-инвалидов и детей с ОВЗ.

-  возможность включения  данной категории детей в информационную образовательную среду.

Преимущество государственной программы «Доступная  среда» в  том, что она является доступной и универсальной для всех школьников, в том числе и для детей с нормативным уровнем развития. Учитель-логопед Гломозда Н.А и педагог-психолог Винокурова А.А. проводят коррекционно-развивающие занятия для всех школьников, нуждающихся в помощи этих специалистов. В ходе работы используется  необходимое оборудование для развития  познавательных, творческих, речевых возможностей  школьников. Данное оборудование приобретено и установлено с помощью учебного центра, который мы благодарим за активное содействие и тесное сотрудничество.

Устройство с зеркалом для записи и последующего прослушивания речи – «говорящее зеркало» - позволяет записывать и воспроизводить ученику его речь без "искажений" собственным  слуховым аппаратом.  Во время занятий ребёнок может услышать  свою речь, а учитель-логопед указывает, что и как нужно исправить.

Аппарат для развития фонематического слуха «Элефон» способствует лучшему восприятию звуков ребёнком, так как усиливает звучание произносимых звуков. Развивающие игры «Подуй на шарик» используются для развития правильного  речевого выдоха, необходимого для произнесения тех или иных звуков.

 Игра "Учимся говорить правильно" предназначена для коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Игровые задания направлены на формирование слухового восприятия, развития навыков правильного произношения звуков русского языка, слогов, слов и умения связно говорить, самостоятельно выстраивать словосочетания, предложения.

Интерактивный комплекс, используемый в работе, позволяет создавать яркие мультимедийные презентации, способствующие активизации внимания, памяти, мышления.

Использование ярких цветных пособий для развития мелкой моторики также способствует развитию мыслительной деятельности, поскольку по словам И. Канта «…рука является вышедшим наружу головным мозгом».

Демонстрационные таблицы для обучения грамоте и развития техники чтения, дидактические материалы для обследования и формирования речи детей, речевые игры, предметные картинки способствуют улучшению качества речи обучающихся, освоению детьми системы родного языка.

Занятия на массажном коврике  развивает координацию движений, благодаря рифленой поверхности. Коврик  обеспечивает массаж стоп, способствует укреплению голеностопного сустава и предотвращает появление продольного и поперечного плоскостопия.

Рисование песком способствует  развитию  мелкой моторики руки  и творческого воображения ребенка.

Тактильная дорожка с наполнителем   помогает развивать у детей навык осязания и учит улавливать различия между мягким и твердым, упругим и жестким. Являются увлекательным игровым элементом.

С помощью сухого бассейна легко научиться счёту в игровой форме, благодаря разноцветным шарикам, наполняющим бассейн.  Играя в мягком сухом бассейне, барахтаясь в разноцветных шариках, дети развивают свою гибкость, моторику, и, конечно, улучшают настроение. Это также отличныймассажёр.

 Занятия с тактильно-развивающей панелью “Разноцветное домино” способствуют развитию мелкой моторики, тактильной и зрительной стимуляции. Идеально подходит для изучения цветов.

 Развивающая игра "Лабиринт" формирует навыки мелкой моторики. В процессе игры дети учатся распознавать цвета, определять количество предметов, улучшают координацию движений.

В этих играх с лабиринтами нет определенных правил, и, следовательно, нет правильных и неправильных ходов или решений - игра подчиняется лишь фантазии ребенка.

Занятия с акустической тактильной панелью  способствуют развитию мелкой моторики, тактильной, зрительной и слуховой  стимуляции. На корпусе панели размещены  множество звуковых и декоративных предметов различных форм и размеров из дерева, ткани, металла, пластика: вращающиеся диски, колокольчики, цепи, бубен, шарики, кубики.

АПК-программа "РЕЛАКСАЦИЯ" направлена на профилактику страхов и панических состояний, снижение тревоги и напряженности (анксиолитический эффект), снижение эмоциональной восприимчивости (атарактический эффект), усиление стрессоустойчивости (адаптогенный эффект).

 АПК-программа "НАСТРОЕНИЕ" направлена на:

- устранение депрессивных и астенических состояний,

- повышение активности (активирующий эффект),

- повышение работоспособности,

- выравнивание и стабилизацию настроения (нормотимический эффект).

Комиссия, назначенная приказом от «15» февраля 2016г. № 2-10/1, составила настоящий актоб обследовании  объекта образования по доступности его для инвалидов и предоставляемых на нем услуг в сфере образования.    

      Комиссия дала краткую характеристику объекта, оценила состояние, имеющиеся недостатки в обеспечении условий доступности для инвалидов объекта и предоставляемых услуг, определила управленческие решения по срокам и объемам работ, необходимых для приведения объекта и порядка предоставления на нем услуг,  в соответствие с требованиями  законодательства Российской Федерации об обеспечении условий доступности объекта для инвалидов.

      По результатам обследования объекта и предоставляемых на нем услуг Комиссией составлен паспорт доступности в соответствии с приказомМинобрнауки России от 09.11.2015 г. № 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования.

 

        Паспорт доступности для инвалидов объекта и предоставляемых на нем услуг в сфере образования Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Кореневская    средняя общеобразовательная  школа №1 им. В. Крохина» (подробнее...)